Информационно-аналитическая справка по итоговой аттестации 11 классов за 2013- 2014 учебный год

При оценке результатов государственной (итоговой) аттестации в форме ГИА-11 Рособнадзором устанавливается минимальное количество баллов по каждому образовательному предмету, подтверждающее освоение выпускником основных общеобразовательных программ среднего (полного) общего образования в соответствии с требованиями Федерального компонента государственного образовательного стандарта среднего общего образования.
С одной стороны, преодоление выпускником минимального балла по обязательным предметам (математике и русскому языку) необходимо для получения аттестата о среднем общем образовании, а с другой стороны, чтобы продолжить образование в ссузе или вузе, абитуриент для участия в конкурсе должен набрать не ниже минимального количества баллов по общеобразовательным предметам вступительных испытаний.
На основе результатов экспертизы демонстрационных вариантов по предметам рекомендаций федеральных комиссий разработчиков КИМ и анализа результатов ГИА-11 Рособрнадзором были определены следующие минимальные баллы по предметам:

Русский язык 24
Математика 20
Физика 36
Химия 36
Биология 36
География 37
Обществознание 39
История 32
Литература 32
Иностранные языки 20
Информатика и ИКТ 40

Преодоление границы минимального уровня подразумевает, что выпускник обладает минимально достаточным объемом знаний, умений и навыков для того, чтобы быть аттестованным за курс средней школы. Преодоление границы среднего уровня означает, что выпускник готов к продолжению образования в учреждениях среднего и высшего профессионального образования, не предъявляющих высоких требований к уровню подготовки абитуриентов. И соответственно, высокий уровень подготовки позволяет продолжать обучение в любых университетах по профильным направлениям подготовки.
В 2014 году в 11 классах обучались 65 человек. Все ученики допущены до экзаменов. По сравнению с прошлым годом уменьшилось количество выпускников, набравших по трем экзаменам 220 и более баллов:
2011 год 19 человек 35%
2012 год 42 человека 52% 2013 год 49 человек 70% 2014 год 20 человек 31%

Успешному прохождению итоговой аттестации в 2014 году способствовало:
Грамотное распределение часов вариативной части базисного плана, деление классов на подгруппы при изучении русского языка, математики.
Особое внимание уделялось занятиям, как в группах повышенного уровня, так и в «группах риска».
МАТЕМАТИКА
КИМ ГИА-11 по математике включают две части. Первая часть предназначена в основном для аттестации за курс средней школы. Вторая часть показывает может ли выпускник учиться в высшем учебном заведении.
Все задания первой части базового уровня сложности.
Анализ итогов ГИА-11 2014 г. показывает, что недостаток вычислительной культуры не только сказывается на выполнении заданий по алгебре, но и приводит к неверным ответам в других заданиях части 1 и потере баллов за выполнение заданий части 2. Учителям следует обратить внимание на отработку безошибочного выполнения несложных преобразований и вычислений (в том числе на умение найти ошибку) практически всеми группами учащихся.
Наметилось улучшение результатов выполнения заданий по курсу геометрии, в особенности стереометрических заданий, что связано с реальным возвратом к преподаванию геометрии особенно в старшей школе. При этом общий уровень геометрической (особенно стереометрической) подготовки выпускников по-прежнему остается низким. В частности имеются проблемы не только вычислительного характера, но и связанные с недостаточным развитием пространственных представлений выпускников, а также с недостаточно сформированными умениями правильно изображать геометрические фигуры, проводить дополнительные построения, применять полученные знания для решения практических задач.

Математика – 65

Наименование 21-40 41-60 61-79 80-100 Всего
Кол-во учащихся 23 22 11 9 65
% 35% 34% 17% 14% 100%

РУССКИЙ ЯЗЫК
Анализ результатов выполнения экзаменационной работы показывает устойчивость тенденций в выполнении заданий, проверяющих уровень формированности основных предметных компетенций. Статистика показывает, что практически не изменился и остался низким процент выполнения заданий части 2 работы, проверяющих сформированность лингвистической компетенции. При этом остаются недостаточно усвоенными разделы речеведения, связанные с интерпретацией содержания текста, комментарием проблематики текста, выяснением способов и средств связи предложений.
Несформированность понятийного аппарата, недостаточно развитые навыки аналитической работы со словом и текстом, отсутствие достаточной практики анализа языковых явлений сказываются и на качестве выполнения экзаменуемыми части 3 экзаменационной работы.
Учащиеся показали достаточно высокие результаты по заданиям, проверяющим владение различными языковыми нормами, ориентированным на выявление средств связи предложений в тексте и информационную обработку текстов. Из заданий, выявляющих уровень владения орфографией, высокие результаты продемонстрированы в задании на правописание корней. Высокий уровень владения пунктуационными нормами выпускники показали в заданиях, проверяющих умение отличать сложные и простые предложения и выявлять семантические отношения между частями сложного бессоюзного предложения.

Русский язык – 65
Наименование 24-40 41-60 61-79 80-99 100 Всего
Кол-во учащихся 1 9 38 16 1 65
% 1% 14% 59% 25% 1% 100%

ФИЗИКА
КИМ ГИА-11 по физике включали задания по всем разделам школьного курса физики: «Механика», «Молекулярная физика. Термодинамика», «Электродинамика», «Квантовая физика». На решение задач повышенного и высокого уровня сложности отводится 43% от максимального первичного балла, так как этот вид деятельности является наиболее важным для успешного продолжения образования. Для каждого из содержательных разделов предлагаются задания трех уровней сложности: базового повышенного и высокого. Анализ результатов выполнения заданий по физике позволяет сделать вывод об усвоении участниками экзамена наиболее важных понятий и законов по механике, молекулярной физике и термодинамике, электродинамике и квантовой физике. Выявлены недостатки в сформированности умений выделять основные свойства физических явлений, а также характеризовать изменение физических величин в ходе различных процессов.
Анализ результатов ЕГЭ выявил дефициты в области сформированности методологических умений, которые можно связать с недостаточным количеством демонстрационного и лабораторного эксперимента на уроках физики, что в свою очередь может быть вызвано слабым материально-техническим оснащением кабинетов физики.

Физика – 7

Наименование 24-40 41-60 61-79 80-100 Всего
Кол-во учащихся 0 4 1 2 7
% 0% 70% 1% 29% 100%

Интерес к предмету обусловлен рядом факторов:
Практически во всех вузах, дающих гуманитарное образование, наличие сданного экзамена по обществознанию является при поступлении обязательным условием;
Необходимо учитывать и важнейший фактор интереса к обществознанию как к предмету, выходящему на вопросы, волнующие молодого человека;
Не сокращается число учащихся, выбирающих обществознание по принципу «легкого» предмета;
ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ
КИМы, разрабатываемые для проведения по обществознанию, не являются тестами в традиционном понимании этого термина. В них доминируют задания на оценку сформированности умений применять полученные знания в различных ситуациях и уровня освоения комплексных предметных умений, связанных с анализом и обобщением информации, высказыванием оценочных суждений и аргументаций.
Анализ выполнения экзаменационной работы позволяет сделать вывод об усвоении основных обществоведческих понятий по содержательным модулям «Человек и общество», «Социальные отношения», «Политика», и «Право» как на базовом, так и на повышенном уровне сложности. Успешно выполнены задания на анализ источников.
Отмечается снижение результатов по всем видам деятельности для содержательного модуля «Экономика». Кроме того, отмечаются слабое выполнение заданий на составление плана доклада по определенной теме, а также на решение задания-задачи. При написании эссе выявлены проблемы в понимании характера и уровня теоретической аргументации.

Обществознание – 38

Наименование 24-40 41-60 61-79 80-100 Всего
Кол-во учащихся 0 14 16 3 33
% 0% 21% 25% 4% 50%

ИСТОРИЯ
В 2014 г. в экзамене по истории приняли участие 12 человек.
Экзаменационная работа охватывает содержание курса истории России с древности по настоящее время с включением элементов всеобщей истории.
Проведенный анализ выполнения выпускниками 2014 г. экзаменационной работы
по истории в целом свидетельствует о стабильности результатов, показываемых выпускниками из года в год. Наиболее успешно экзаменуемые справились с заданиями по истории XVIII и первой половине XIX вв. Более низкие результаты показали выпускники при выполнении заданий по ХХ веку. Причины, по-видимому, связаны с насыщенностью этого периода и нехваткой учебного времени на закрепление пройденного материала. В 2014 г. достаточно четко обозначились «проблемные» с точки зрения усвоения учебного материала периоды истории – история XIX в. и 1945–2010 гг. Очевидно, предстоит серьезная работа по устранению недостатков в изучении этих тем и периодов истории.
Используемые в КИМ ЕГЭ задания с развернутым ответом, направленные на проверку сложных общеучебных и предметных умений, несмотря на отдельные недостатки, показали свою эффективность.

История – 11

Наименование 24-40 41-60 61-79 80-100 Всего
Кол-во учащихся 3 5 2 1 11
% 5% 8% 3% 1% 17%

ИНФОРМАТИКА
ГИА-11 по информатике проверяет знания и умения выпускников за все время обучения в школе. Содержание экзамена составлено таким образом, чтобы на результат не влияло существенным образом то, по какой программе или учебно-методическому комплекту велось преподавание, какое программное обеспечение использовалось.
Экзамен проверял знания и умения учащихся по десяти разделам курса информатики.
Участниками экзамена на базовом и повышенном уровне успешно выполняются задания на понимание смысла основных содержательных тем курса информатики и ИКТ.

Информатика – 3
Наименование 21-40 41-60 61-79 80-100 Всего
Кол-во учащихся 0 0 2 1 3
% 0% 0% 3% 1% 4%

ЛИТЕРАТУРА
Следует констатировать, что в целом материал курса литературы старших классов усвоен экзаменуемыми удовлетворительно. Проблемы в подготовке выпускников, выявленные при анализе итогов экзамена 2014 г., по-прежнему указывают на необходимость совершенствования важнейших умений и навыков, обеспечивающих успешное усвоение учебного курса. К ним относятся прежде всего навыки анализа и интерпретации художественного текста, а также сопоставительно-аналитические умения, позволяющие устанавливать как внутри, так и межтекстовые связи, рассматривать конкретные произведения в широком историко-литературном контексте. Не менее важна степень усвоения учащимися комплекса теоретико-литературных понятий, а главное – умение использовать их в анализе литературного материала, в самостоятельном письменном рассуждении на литературную тему. Как показала многолетняя практика при проведении экзамена по литературе значительно выросло количество экзаменуемых, успешно или хорошо справившихся с частью В данного экзамена. Это говорит как о мотивированности на изучение предмета сдававших данный экзамен, так и о доступности основного такого рода материала для среднего ученика.
Закономерно, что результаты выполнения заданий С1-С5 имеют большое значение для выявления уровня подготовки выпускника по литературе и, следовательно, характеризуются высокой дифференцирующей способностью.

Литература – 3.

Наименование 21-40 41-60 61-79 80-100 Всего
Кол-во учащихся 0 2 1 0 3
% 0% 3% 1% 0% 4%

ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ
Результаты ЕГЭ по иностранным языкам в 2014 году еще раз подтвердили то, что выпускники, успешно освоившие программу обучения, основанную на Федеральном компоненте государственного образовательного стандарта основного общего и среднего (полного) общего образования, владеют иностранными языками.
Умения и навыки в отдельных видах речевой деятельности среди экзаменуемых, получивших положительные результаты на экзамене (выше минимального балла), сформированы в относительно равной степени.
Результаты анализа показывают, что в этом году учащиеся лучше всего выполнили задания части А, хуже всего С.
В таких видах речевой деятельности как «Аудирование» и «Чтение» умения понимания текстов на разном уровне (от запрашиваемой до полной информации) сформированы на достаточно высоком уровне практически у всех категорий участников ЕГЭ.
По-прежнему, отмечается рост умений участников с высоким уровнем подготовки, продемонстрированный при выполнении заданий раздела «Письмо». Особенно это относится к умению создавать письменные высказывания с элементами рассуждения. С другой стороны, даже элементарные умения в этом виде речевой деятельности, проверяемые при написании письма личного характера, являются основным препятствием для экзаменуемых.
Проблемы выпускников с невысоким уровнем подготовки помимо «Письма» достаточно четко проявляются в результатах выполнения раздела «Грамматика и лексика».
Те проверяемые умения и навыки (распознавание и употребление в речи основных морфологических форм иностранного языка и различных грамматических структур; знание основных способов словообразования и навыки применения их; распознавание и употребление в речи изученных лексических единиц (с особым вниманием к лексической сочетаемости); знание правил орфографии и навыки применения их), которые напрямую связаны с продуктивными видами речевой деятельности, лучше сформированы у выпускников с высоким уровнем подготовки.

Английский язык – 47

Наименование 21-40 41-60 61-79 80-100 Всего
Кол-во учащихся 0 7 20 20 47
% 0% 10% 31% 31% 72%

ХИМИЯ
КИМ ГИА-11 по химии включали задания по всем разделам школьного курса химии. По сравнению с 2013 годом, учащиеся показали более высокие результаты выполнения заданий, в которых проверялось знание важнейших свойств классов неорганических веществ, основных закономерностей протекания химических реакций, а также выполнение расчетов по уравнению реакций.
Наибольшие затруднения вызвали задания, в которых проверялись знания основных свойств и способов получения представителей различных классов неорганических веществ, углеводородов и их органических соединений, а также правила работы в химической лаборатории, правила безопасного обращения с веществами, методы исследования объектов.

Химию в этом году сдавали 6 человек.

Наименование 21-40 41-60 61-79 80-100 Всего
Кол-во учащихся 0 3 1 2 6
% 0% 5% 1% 3% 9%

БИОЛОГИЯ
Контрольно-измерительные материалы по биологии включали задания по всем разделам школьного курса биологии. Все задания требовали от учащихся знания и понимания основных биологических законов, теорий, закономерностей.
Отдельные темы курса биологии недостаточно усвоены старшеклассниками. Учащиеся, набравшие менее 60 баллов, ограничиваются предельно лаконичными ответами, давая характеристику царствам живой природы, избегают подробной аргументации своих ответов.

Биологию сдавали 6 человек.

Наименование 21-40 41-60 61-79 80-100 Всего
Кол-во учащихся 0 1 4 1 6
% 0% 1% 7% 1% 9%

ГЕОГРАФИЯ
ЕГЭ по географии является объективной оценкой качества подготовки выпускников. Задания экзаменационной работы полностью охватывают обязательный минимум знаний и умений по географии. Значительное место в работе отводилось контролю умения анализировать географическую информацию и объяснять события и явления повседневной жизни, применяя географические знания.

Географию сдавала 1 ученица.

Наименование 21-40 41-60 61-79 80-100 Всего
Кол-во учащихся 0 1 0 0 1
% 0% 1% 0% 0% 1%

| опубликовано: 04.08.14

Комментирование этой статьи закрыто.

<--- Предыдущая статья
Результаты ЕГЭ по иностранным языкам