Родителям о программе обучения плаванию

Плавание является одним из наиболее массовых видов спорта, поскольку это жизненно необходимый навык и уникальный вид физических упражнений связанный с оздоровительным и закаливающим воздействием на человека водной среды. Особенно это воздействие благотворно для растущего организма детей и подростков. Следует всегда помнить о том, что однажды приобретенный навык плавания сохраняется у человека на всю жизнь.
Невозможно переоценить оздоровительное значение плавания. Вода очищает кожу человека, способствует улучшению кожного дыхания и укреплению самой кожи. Она вызывает усиление деятельности различных внутренних органов: учащается дыхание, увеличивается частота сердечных сокращений, изменяется тонус периферических кровеносных сосудов, усиливается обмен веществ.
Формирование правильного навыка плавания возможно лишь в случае применения научно обоснованной и апробированной методики обучения.
Плавание состоит из четырех разделов, которые получили название спортивного, игрового, прикладного и фигурного (художественного) плавания.
Спортивное плавание содержит соревнования различного характера по видам и дистанциям, определенные специальными правилами. Соревнования проводятся в бассейнах стандартных размеров (25 и 50 м) на дистанциях от 50 до 1500 м, а также на открытых водоемах в виде заплывов на разные расстояния.
В соревнованиях применяются спортивные (правильные) способы плавания, которые имеют большое преимущество в скорости.
Игровое плавание заключает в себе разнообразные подвижные игры и развлечения на воде. Такое плавание используется, главным образом во время обучения и тренировки юных пловцов, поскольку игры вызывают большие эмоции, повышают активность детей, способствуют появлению инициативы, воспитывают чувства товарищества и т. д.
Прикладное плавание включает приемы спасания утопающего, ныряние в длину и в глубину, а также преодоление водных преград.
Фигурное (художественное) плавание представляет собой различные комплексы движений, составленные из элементов хореографии с использованием акробатических и гимнастических комбинаций для построения различных фигур в воде. Фигурное плавание может быть как сольным, так и групповым.
Плаваньем занимаются люди различных возрастных групп. Но большинство, изучающее различные способы плавания – это дети.
Формирование правильного навыка плавания возможно в том случае, если учитель в процессе обучения школьников плаванию наиболее целесообразно использует законы взаимодействия человека с водной средой.
За последние годы с помощью объективных методов исследований проведены экспериментальные работы для определения эффективных путей улучшения техники и методики обучения плаванию детей и подростков. Результаты этих исследований использованы в настоящей работе.
Таким образом, плавание как физическое упражнение, гармонично развивающее и укрепляющее организм человека, способствует увеличению его двигательных возможностей и улучшению качества ряда движений. Поэтому не случайно плавание входит в число основных средств российской системы физического воспитания.

Содержание обучения.

Содержание программы начального обучения плаванию зависит от задач, стоящих перед курсом обучения; контингента занимающихся, их физической подготовленности и возраста; продолжительности курса обучения; условий для проведения занятий.
Все перечисленные факторы тесно связаны между собой.
От возраста и физической подготовленности зависят дозировка и нагрузки, методика преподавания, а также быстрота освоения учебного материала. Установлено, что быстрее всех учатся плавать дети от 10 до 13 лет. Обучение плаванию детей младшего школьного возраста требует больше времени — из-за медленного освоения техники движений и трудностей, связанных с организацией занятий (они медленно раздеваются и одеваются, плохо знают команды, легко отвлекаются, быстро теряют интерес к заданию и т. д.).
Кроме того, составление программы обучения зависит от количества занятий в неделю, продолжительности каждого занятия.
Cодержание программы — учебный материал и методические указания — должно соответствовать задачам обучения, возрасту и подготовленности занимающихся, продолжительности курса обучения и условиям для проведения занятий.
Обучение детей плаванию проводится в форме групповых занятий. Такие занятия более эффективны, им присущ элемент соревнования. He умеющим плавать пример товарищей помогает побороть страх и неуверенность в своих силах. На групповых занятиях удобнее проводить воспитательную работу с детьми, используя влияние коллектива и обеспечивая тем самым хорошую успеваемость.
Однако, занимаясь с группой, инструктор должен учитывать индивидуальные особенности каждого ученика как личности, а также его способности к плаванию. В связи с этим методика обучения плаванию строится на сочетании группового и индивидуального подхода к занимающимся. Если группа большая, инструктор делит ее на 3 подгруппы (в зависимости от плавательной подготовленности), используя помощь актива. При проведении занятий инструктор ориентируется на основную часть группы — со средней подготовленностью, а его помощники дают индивидуальные указания и объяснения слабой и сильной подгруппам.
При комплектовании учебных групп необходимо учитывать возрастные особенности занимающихся.
Занимающихся комплектуют по возрастному принципу: —
•младший школьный возраст (7—10 лет);
•средний школьный возраст (11 —14 лет);
При формировании учебных групп из детей одного, возраста обязательно учитывается уровень их плавательной подготовленности. В этом случае новички подразделяются следующим образом:
1. Не умеющие держаться на поверхности воды;
2. Плохо плавающие (до 10 — 12м);
3. Хорошо плавающие «по-своему»;
4. Владеющие техникой спортивных способов плавания.
Задачи, стоящие перед курсом обучения, и продолжительность занятий определяют выбор способа плавания. Время, необходимое для освоения того или иного способа плавания, неодинаково.
Выбор способа плавания для начального обучения зависит также от возраста занимающихся. Детей, как правило, обучают технике спортивного плавания, потому что, во-первых, контингент юных пловцов является резервом для отбора спортивное плавание; во-вторых, предварительное освоение облегченного способа плавания и последующее переучивание занимают больше времени; в-третьих, дети быстро теряют интерес к обучению «не престижным» способам плавания.
В связи с этим и в программах по плаванию для общеобразовательных школ, и в программах для предусматривается одновременное обучение плаванию двумя (схожими по структуре движений) способами: кролем на груди и на спине. Это позволяет увеличивать количество упражнений и изменять условия их выполнения. Разнообразие упражнений не только развивает моторную обучаемость, но и стимулирует активность и интерес на занятиях плаванием, что является необходимым методическим требованием работы с детьми.
Методы обучения плаванию.

При обучении плаванию применяются три основных группы методов (словесные, наглядные, практические).
Используя объяснение, рассказ, давая указания, оценку действий и др., дает ученикам создать представление об изучаемом движении, понять его форму, содержание, осмыслить устранить ошибки. Краткая, образная и понятная речь педагога определяет успех применения этих методов.
Помимо решения учебных задач педагог устанавливает взаимоотношения с занимающимися, воздействуя на их чувства. Эмоциональная окраска речи усиливает значение слов, – помогает решению учебных и воспитательных задач, стимулирует активность, уверенность, интерес.
Учитывая специфику плавания, все необходимые объяснения, обсуждения и др. инструктор проводит на суше — до или после занятий в воде.
Когда группа находится в воде, инструктор отдает только лаконичные команды, распоряжения, чтобы дети не замерзли.
Таким образом, с помощью команд инструктор как бы управляет группой и ходом обучения.
Все задания на уроке выполняются под команду; она подается коротко, в приказном тоне. Команды определяют начало и окончание движения, исходные положения при выполнении заданий, место и направление для проведения учебных заданий, темп и продолжительность их выполнения. Команды делятся на предварительные и исполнительные. С детьми младшего школьного возраста команды используются с большими ограничениями. Подсчет в плавании применяется
только в начальный период обучения — для созданий необходимого темпа и ритма выполнения движений. Подсчет осуществляется голосом, хлопками, односложными указаниями: «раз-два-три, раз-два-три» и т. д.; при изучении движений ногами кролем: коротким «вдох и длинным «выдох»; при освоении выдоха в воду.
Кроме команд, необходимо давать методические указания, предупреждающие возможные ошибки и оценивающие результаты выполнения упражнений. В них чаще всего уточняются отдельные моменты и условия правильного выполнения упражнения. Так при выполнении скольжения на спине инструктор может указать, что упражнение получится только в том случае; если занимающиеся примут положение лежа, а не сидя.
Как известно, учебные варианты упражнений для изучения техники плавания значительно отличаются от техники плавания в совершенном, мастерском исполнении. Поэтому, чтобы добиться нужных движений’ при начальном обучении плаванию, инструктору приходится давать порой неточные с точки зрения высокого технического мастерства объяснения. Результат этих неверных на первый взгляд пояснений — наименьшее число ошибок и быстрое освоение учебного варианта техники плавания. Например, объясняя движения ногами и руками кролем, инструктор говорит: «Ноги и руки должны; быть прямые и напряженные, как палки». Конечно, ноги и руки невозможно, да и не нужно держать таким образом: во время плавания они, встречая сопротивление воды, будут сгибаться настолько, насколько нужно для правильного гребка. Подобная ориентировка позволяет; избежать типичной ошибки для всех начинающих — излишнего сгибания ног и рук.
К наглядным методам относятся показ упражнений и техники плавания, учебных наглядных пособий, кинофильмов, а также применение жестикуляции.
Наряду с образным объяснением наглядное восприятие помогает понять сущность движения, что способствует быстрому и прочному его освоению. Особенно велика роль наглядного восприятия при обучении детей. Сильно выраженная склонность к подражанию, особенно у младших школьников, делает наглядность наиболее эффективной формой обучения движениям.
Как в целостном виде, так и с разделением движения на части (замедленным его выполнением, остановками в главных фазах). Гребок рукой в кроле, к примеру, изучается с остановкой руки в трех основных фазах гребка. Во время остановок рекомендуется 2—3 раза напрягать мышцы руки по 3—5 с. Однако выполнением техники плавания по частям увлекаться не нужно. Как только занимающиеся получили представление о способе плавания в целом, они должны как можно больше плавать. Учебные варианты техники на суше демонстрирует инструктор, в воде — те занимающиеся, у которых лучше получается данное упражнение. Показ осуществляется не только до начала занятия (на суше), но и во время него.
Эффективность показа определяется положением
инструктора по отношению к группе:
1) инструктор должен видеть каждого занимающегося, чтобы исправить его ошибки;
2) занимающиеся должны видеть показ упражнения в плоскости, отражающей его форму, характер и амплитуду.
Зеркальный показ применяется только при изучении простых общеразвивающих упражнений. Негативный показ («как не надо делать») возможен только при том условии, если у занимающихся не создается впечатления, что их передразнивают.
Практические методы. При обучении плаванию все упражнения сначала разучиваются по частям, а затем воспроизводятся в целостном виде. Таким образом, изучение техники плавания идет по целостно-раздельному пути, который предусматривает многократное выполнение отдельных элементов техники, направленное на овладение способом плавания в целом.
Разучивание по частям облегчает освоение техник плавания, позволяет избежать излишних ошибок, что сокращает сроки обучения и повышает его качество. Разучивание в целом, применяется на завершающе: этапе освоения техники плавания. Подчеркнем, что совершенствование техники плавания проводится только путем целостного выполнения плавательных движений
Соревновательный и игровой методы широко применяются в начальном обучении плаванию. Оба метода привносят на занятия оживление, радость, эмоции. Прежде чем упражнение будет включено в игру или соревнование, его обязательно следует выполнить всей группой. Элемент соревнования мобилизует силы и возможности, способствует проявлению воли, настойчивости, инициативы, повышает динамизм занятий.
Метод непосредственной помощи применяется в том случае, если после объяснения и показа задания новичок все же не может его выполнить. Инструктор берет руки (ноги) занимающегося в свои руки и помогает ему, несколько раз правильно воспроизвести движение.

Урок плавания.

Основной формой организации и проведения учебных занятий по плаванию является групповой урок. Он делится условно на три части: подготовительную; основную и заключительную. Подготовительная и заключительная части проводятся на суше, основная — в воде.
Во избежание травм и несчастных случаев на воде необходимо:
—допускать к занятиям по плаванию только с разрешения врача;
— тщательно следить за состоянием места для проведения занятий;
— категорически запрещать заплывать за границу зоны купания ;
— на уроках плавания соблюдать строжайшую дисциплину. (Вхождение в воду и выход из воды производить только по команде инструктора);
— до и после занятий проводить перекличку. Только инструктор может допустить к занятиям опоздавшего, а также разрешить выйти из воды до общего сигнала;
— во время проверки подготовленности занимающихся допускать в воду одновременно не более двух человек;
— занятия с не умеющими плавать проводить на мелком месте. Все упражнения, а также первые попытки плавать должны выполняться в сторону берега или мелкого места;
— на первых занятиях (для обеспечения безопасности) распределять занимающихся по парам;
— разрешать не более чем двум занимающимся одновременно (под непосредственным наблюдением инструктора) плавать на глубоком месте;
— к изучению прыжков в воду допускать только умеющих хорошо плавать;
—— место для плавания, оборудование и инвентарь проверять ежедневно до начала занятий, неисправности немедленно устранять;
— всем руководителям, проводящим занятия, уметь плавать и знать приемы спасения тонущего;
— занятия плаванием и прием солнечных ванн проводить под наблюдением врача.

Заключение.

Подводя итоги, еще раз хотелось бы отметить, что при обучении плаванию решаются следующие основные задачи:
— укрепление здоровья, закаливание организма человека, привитие стойких гигиенических навыков;
— изучение техники плавания и овладение жизненно необходимым навыком плавания;
— всестороннее физическое развитие и совершенствование таких физических качеств, как сила, гибкость, выносливость, быстрота, ловкость;
— ознакомление с правилами безопасности на воде
Быстрее всех учатся – плавать дети 10-13 лет. Составление программы обучения плаванию зависит от количества занятий в неделю и продолжительности каждого занятия, от контингента занимающихся от их физической подготовленности и возраста.

Инструкторы-методисты по физической культуре ГОУ ЦО № 1239 ЦАО г. Москвы:
Шкатова М. Г. , Смирнова С. В., Грушина И. Г.

| опубликовано: 26.02.09

Комментирование этой статьи закрыто.

<--- Предыдущая статья
Всем предприимчивым!
Следующая статья--->
Об истории создания школы